Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.
- Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты-обязан».
- Что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
- Что он будет более подвержен заболеваниям.
- Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
- Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.
- Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и пр.
- Ребенку нужны положительные эмоции.
- Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если, конечно, он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет…
- Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторожности.
- Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю.
- Берегите психику ребенка.
- Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
- Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете с ним вместе карнавальный костюм.
- Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с пятерками покажите бабушке и дедушке и т.д.
- Давайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
Что значит психологическая готовность ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое. Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.
Психологическая готовность к школе включает:
- желание узнавать новое
- способность преодолевать трудности, доводить дело до конца
- умение вступать в контакт с новыми людьми
- умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем
- развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи
Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
- умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми
- способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет
- может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
Еще один компонент психологической готовности – новое отношение ребенка к себе как к школьнику.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок:
- умеет планировать собственные действия
- способен напряженно трудиться
- умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. – то у него сформирована волевая готовность к школе.
Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?
- ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей.
- Направлять, помогать в достижении цели; оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых
- Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности
- Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т.д.